Лоцман

Лоцманское дело ведет свою историю с давних времен. В начале истории мореплавания в лоцманах нуждались не только в портовых водах, но и те, кто отправлялся в дальние страны морскими путями. Это были путешественники, мореплаватели, негоцианты, а порой и пираты.

Лоцманы были нужны и Колумбу, и Магеллану и Джеймсу Куку. Они помогали всем мореплавателям. Лоцманы были основателями обозначения на картах морских путей. Лоцман обычно появлялся на каждом судне, осуществляющем международные перевозки.

Де-юре, он подчинялся капитану или шкиперу корабля, но де-факто — это был независимый профессионал, знакомый с навигацией, картами, обладающий знанием фарватеров и береговой линии, умеющим вычислить курс судна по звездам и солнцу.

Экипажи судов полагались на него, т.к. зачастую от его профессиональности зависели их жизни. Неслучайно, законы в средние века устанавливали очень суровое наказание для лоцмана, который не справлялся со своими обязанностями или не знал верного пути. Как правило, это была смертная казнь. К примеру, шведские законы 15 века устанавливали смертную казнь для провинившихся морских проводников.

Шло время, капитан и шкиперы набирались опыта и знаний, и уже могли в море сами вести свои суда. Но осталась необходимость встречи и проводки судна в порту назначения, а также безопасного вывода из порта после выгрузки и погрузки. Это и стало сейчас основной обязанностью лоцманов. Во многих портах с середины семнадцатого столетия лоцманская проводка стала обязательной.

В России лоцманское дело тоже известно давно. Жители древнего Новгорода в 12–13 веках в договорах с Ганзейским торговым союзом оговаривали порядок найма и условий оплаты лоцманов. Русские лоцмана очень ценились, водя суда из Невы в Варяжское (Балтийское) море.

На Белом море были поморские «корабельные вожи», которые в 16 веке сопровождали иностранные суда, заходившие в порт Холмогоры (Архангельск). Особым расцветом для лоцманского дела считается начало 18 века, когда Петр Первый начал осваивать Балтийское и Белое моря. Тогда и вошло в обиход слово «лоцман».

На Балтике, в устье Невы, где разворачивались основные морские битвы со шведами, необходимость в лоцманах была очень большая. Петр лично участвовал в организации лоцманских команд и сам неоднократно выступал в качестве морского провожатого. В 1709 году в Санкт-Петербурге создается особая лоцманская команда в количестве 11 человек.

В 1722 году Морской регламент предписывает иметь «достаточное количество» лоцманов в устье Невы и Финском заливе для «провожания кораблей». В 18–19 веках лоцманские службы начинают образовываться на Азовском и Черном морях, позднее — на Дальнем Востоке. И конечно же, огромное количество лоцманов (кормщиков, якорщиков, спускщиков судов) действовало на реках.

В России такие «лоцманские команды» подчинялись капитанам в морских портах. Де-юре, они приравнивались к морским командам. Но только в 1836 году они получили форменную одежду.

В 1890 году вышло «Положение о морских лоцманах». Оно утверждало несколько лоцманских округов: Балтийский, Беломорский, Кронштадтский, Черноморский, Каспийский и Восточный. Все портовые лоцманские команды получили уставы.

В любую погоду встречали они суда на рейдах этих портов. В настоящее время, лоцман первым поднимается на борт судна, пришедшего в порт. Он является и представителем государства, которое приветствует судно, зашедшее в порт. При выходе из порта лоцман последним покидает судно, провожает его и желает доброго плавания.