Суда контейнеровозы и морские перевозки контейнеров

Появление в 60-х годах прошлого столетия универсальной тары для перевозки грузов — контейнера, положило начало такому понятию, как морские перевозки контейнеров и обусловило появление специальных судов — контейнеровозов. Суда контейнеровозы подразделяются на две группы: морские и фидерные.

Морские контейнеровозы наиболее распространены на рынке контейнерных перевозок. Они выполняют рейсы на межконтинентальных линиях: Европа - Азия, Европа - Северная и Южная Америки и т.д. Естественно, что морские перевозки контейнеровозами по объему значительно превосходят перевозки фидерными судами. Фидерные суда в таких перевозках в основном работают на доставке контейнеров из малых портов в большие, где контейнеры консолидируются и грузятся на морские и океанские суда для дальнейшей перевозки на другие континенты. Этот рынок очень динамичен. Буквально за два десятилетия морские перевозки контейнеров вышли на первое место в мире. Вместе с их развитием началось массовое строительство новых типов контейнеровозов. Конструктивно, суда контейнеровозы устроены таким образом, что их трюмы оборудованы вертикальными направляющими, по которым контейнеры ставятся в трюм один на другой наподобие кубиков в детской игре. При этом направляющие выполняют две роли: облегчают погрузку контейнеров и исключают горизонтальное смещение при качке. Для наиболее рационального использования контейнеровозов, часть их после загрузки трюмов, грузится на палубу. Особое внимание уделяется размещению и креплению контейнеров на палубе, т.к. они подвержены всем превратностям морской стихии. Контейнеры на палубе крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами. Обычно соотношение между контейнерами в трюмах и на палубе примерно три к одному.

С каждым годом увеличиваются контейнерные перевозки грузов, и их количество в TEU, которые способно перевезти судно. Но этот рост не беспределен, т.к. контейнеровместимость судна напрямую зависит от габаритов судна, длины, ширины и осадки. В мировом судоходстве есть жесткие ограничения, например, через Панамский канал не могут проходить суда, шириной более 32,5м и осадкой более 12 метров. Этим и обусловлено появление судов «Панамакс» (англ. Panamax) — контейнеровозов, танкеров и других судов, габариты которых позволяют пройти через шлюзы Панамского канала.

Суда типа «Панамакс» обычно имеют длину около 300 метров, ширину — 32,5 метра и осадку 12 метров. На рынке морских контейнерных перевозок, эти суда являются средними по размеру. При таких характеристиках суда входят в шлюзы впритык и имеют очень ограниченную возможность манёвра. Дополнительные проблемы создаёт то обстоятельство, что суда не могут быть загружены до их максимальной грузоподъёмности, так как в таком случае осадка становится больше, чем глубина шлюзов. Ситуация усложняется ещё и тем, что верхняя часть канала проходит через пресноводное озеро Гатун, где выталкивающая сила становится несколько меньше. Для решения этой проблемы контейнеры стали транспортировать по железной дороге параллельно каналу.

Как правило, суда контейнеровозы не имеют никаких грузовых приспособлений для разгрузки контейнеров. У них очень высокие палубные надстройки, где помещаются каюты экипажа и технические помещения, чтобы несколько ярусов контейнеров на палубе не закрывали обзор. Носовые мачты оборудованы телекамерами. Все современные суда, выполняющие морские перевозки контейнеров, имеют очень сильную техническую оснащенность, и оборудованы по последнему слову техники.

Answer-logistic.ru