Международные грузоперевозки на Балтике

Рынок морских грузоперевозок увеличивается, несмотря на экономический кризис. Общий объем перевозимых грузов в Балтийском море вырос в 2011 году на 3,5 %. Интересно, что порты в восточной части Балтики значительно увеличили объем перевалки.

Касательно стран, участниц рынка морских перевозок грузов: Россия снова впереди. Она уверенно возглавила таблицу грузоперевозок в 2011 году (таблица 1). Прибалтийские государства: Латвия и Литва тоже порадовали увеличением объема перевозимых грузов. Причем в процентных показателях они в лидерах. Более 12% роста. Впечатляет… Ведущие порты этих государств: Рига и Клайпеда достигли рекордных показателей.

Немного потеряла позиции Польша (3%). В основном из-за снижения объемов транзитного газа. Частично это удалось компенсировать за счет роста перевалки генеральных грузов. Неплохие показатели у Дании, Финляндии и Эстонии.

Общий объем морских грузоперевозок по основным портам Балтийского моря почти 844 млн. тн., включая «смежников»: порты Швеции и Дании.

При этом необходимо учитывать, что это данные по Балтике, ограниченной шведско-норвежской границей на севере и датско-немецкой на западе.

Данные по России учитывают перевалку грузов в большом порту Санкт-Петербург, включая смежные порты: Приморск, Выборг, Высоцк и Усть-Лугу, а также Калининградский регион (таблица 1).

 

Таблица 1. Объемы грузоперевозок за 2011 год по странам Балтийского бассейна.

Страна

Суммарный объем в портах

% по сравнению с 2010 годом

Генеральные грузы (млн. тн)

Насыпные грузы (млн. тн)

Жидкие грузы (млн. тн)

Россия

185,7

+ 3,4

38,0

34,5

113,2

Швеция

177,1

- 1,4

82,9

31,8

62,4

Финляндия

113,6

+ 5,6

47,9

29,3

36,4

Дания

92,6

+ 6,2

36,9

32,0

23,7

Латвия

68,8

+ 12,4

10,7

35,0

23,1

Польша

57,7

- 3,0

19,0

24,1

14,6

Германия*

54,4

- 1,4

37,5

13,2

3,7

Эстония

48,5

+ 5,4

8,1

9,0

31,4

Литва

45,5

+ 12,9

11,0

14,5

20,0

Всего:

843,9

+ 3,5

292,0

223,1

328,8

 *-учтены только порты Германии на Балтике.

 В общем объеме генеральных грузов прослеживаются четкое распределение по видам перевезенных грузов. Различные объемы по перевозке разных видов грузов обусловлены применением специальных технологий, которые используются в портах Балтийского моря. Некоторые порты специализируются на перевозке контейнеров, кто-на ро-ро грузах и брейк-балке.

Здесь уверенно держат первенство ро-ро грузы. Общий оборот получился около 130 млн. тн. Лидеры ро-ро перевозок по странам: Эстония, Дания, Германия и Швеция. Объем ро-ро перевозок практически в два раза превышает грузооборот контейнеров. В 2011 году объем ро-ро перевозок составил 44 % от общего оборота генеральных грузов, в то время как объем перевезенных контейнеров составил 25,4 % (таблица 2).

 

Таблица 2. Распределение общего объема генеральных грузов по категориям и странам в 2011 году.

Страна

Генеральные грузы (млн. тн)

Ro-ro грузы (млн. тн)

Lo-lo грузы, break bulk, (млн. тн)

Контейнеры (млн. тн)

Швеция

82,9

45,7

23,2

14,0

Финляндия

47,9

14,7

21,2

12,0

Россия

38,0

2,7

12,1

23,2

Германия

37,5

24,9

10,5

2,1

Дания

36,9

25,6

6,0

5,3

Польша

19,0

6,3

3,3

9,4

Литва

11,0

2,8

4,7

3,5

Латвия

10,7

2,9

4,6

3,2

Эстония

8,1

3,6

3,2

1,3

Всего:

292,0

129,2

88,8

74,0

 

Тем не менее, контейнерные перевозки грузов тоже идут в ногу со временем. И Россия вновь возглавила ТОП-20 портов Балтики (таблица 3)по количеству обработанных контейнеров в 2011 году. Общий объем значительно увеличился, и даже превысил докризисные показатели 2008 года.

Основную роль в 18% росте показателей сыграли восемь портов на востоке Балтике, в то время как порты, находящиеся в западном части Балтийского моря, зафиксировали результаты 2010 года, а в некоторых случаях даже спад. В основном это порты, «заточенные» под ро-ро и паромные перевозки: в т. ч. Хельсинки и Любек.

Но в целом, общий объем международных грузоперевозок по 20 основным портам Балтики в 2011 году вырос на 25%.

 Таблица 3. ТОП-20 портов по контейнерным перевозкам в портах Балтийского моря в 2011 году.

Страна

 

Порт

 

Оборот тыс. TEU

% по сравнению с 2010 годом

Россия

Санкт-Петербург

2,365

+ 22

Швеция

Гетеборг

914

+ 3

Польша

Гданьск

678

+ 33

Польша

Гдыня

616

+ 27

Финляндия

Хамина/Котка

613

+ 19

Дания

Орхус

431

- 3

Финляндия

Хельсинки

392

- 2

Литва

Клайпеда

382

+ 30

Россия

Калининград

318

+ 38

Литва

Рига

303

+ 19

Финляндия

Раума

223

+ 35

Эстония

Таллинн

198

+ 30

Швеция

Хельсингборг

175

+ 17

Дания/Швеция

Копенгаген/Мальме

171

+ 6

Швеция

Евле

119

+ 18

Германия

Любек

117

- 7

Дания

Ольборг

109

+ 70

Дания

Фредерисия, Нюборг, Миддельфарт

63

+ 13

Финляндия

Ханко

56

+ 13

Польша

Щецин, Свиноуйсьце

55

- 3

ВСЕГО

 

8, 298

+ 25

 

Практически за пятилетку большинство портов достигли докризисного уровня перевозок.

На Балтике более 300 различных портов. Все они отличаются по возможностям, профилю, размерам и прочим факторам.

В ЕС существует определение: «официальный грузовой порт». Основным критерием здесь является перевалка минимум 1 миллиона тонн в год. Таких портов в Балтийском море 97.

Среди государств, имеющих коммерческие порты, лидирует Дания, их здесь порядка 110.

Литва же, напротив, имеет всего два активных коммерческих порта, но тем не менее, она также входит в ТОП-20 портов в 2011 году (таблица 4).

Конечно, «нагрузка» по портам распределена неравномерно. Здесь много объективных факторов, влияющих на рост или спад объема грузоперевозок: местоположение, оборудование, инвестиции, государственная политика и пр.

Основной рост в 2011 году показал Российский порт Усть-Луга, порядка 10,9 млн. тн. Далее места распределяются так: Клайпеда (рост на 5,3 млн. тн), Вентспилс-рост на 3,9 млн. тн. и Рига-рост на 3,6 млн. тн.

Таблица 4. Топ-20 Балтийских портов в 2011 году.

№ пп

Страна

Порт

Общий оборот (млн. тн)

Измене-

ния %

Генераль-ные грузы (млн. тн)

Навалочные грузы (млн. тн)

Жидкие грузы (млн. тн)

1

Россия

Приморск

75,1

- 3

- - -

- - -

75,1

2

Россия

Санкт-Петербург

60,0

+ 3

31,8

12,5

15,7

3

Швеция

Гетеборг

41,3

- 4

19,9

- - -

21,4

4

Литва

Клайпеда

36,6

+ 17

11,0

14,5

11,1

5

Эстония

Таллинн

36,5

- 0,5

5,4

4,8

26,3

6

Латвия

Рига

34,1

+ 12

6,5

20,9

7,6

7

Латвия

Вентспилс

28,5

+ 15

2,5

11,0

15,0

8

Польша

Гданьск

23,5

- 11

5,5

7,6

10,4

9

Россия

Усть-Луга

22,7

+ 93

2,2

14,0

6,5

10

Финляндия

Щелдвик

22,2

+ 10

- - -

0,2

22,0

11

Швеция

Брофьерден

19,1

- 1

- - -

- - -

19,1

12

Польша

Щецин/ Свиноуйстьце

18,8

+ 1

6,8

10,6

1,4

13

Германия

Росток

18,1

- 7

9,4

5,8

2,9

14

Германия

Любек

17,7

- 1

17,7

- - -

- - -

15

Финляндия

Хамина/Котка

16,1

+ 2

12,2

0,9

3,0

16

Дания/ Швеция

Копенгаген/ Мальмо

13,7

- 7

5,8

3,4

4,5

17

Россия

Высоцк

13,4

- 10

- - -

3,2

10,2

18

Россия

Калининград

13,4

- 3

3,7

3,9

5,8

19

Дания

Фредерисия, Нюборг, Миддельфарт

13,1

- 4

1,3

3,4

8,4

20

Польша

Гдыня

13,0

+ 5

6,7

5,7

0,6

 

Прогнозировать конечный объем перевезенных грузов в 2012 году еще рано. Посмотрим, с чем закончится этот год на Балтике.

 

По материалам зарубежных морских журналов.

 

Answer-logistic.ru