- Запрос расчета стоимости перевозки грузов
- Таможенное оформление грузов
- Агентирование судов
- Движение судов он-лайн (АИС)
- Слежение за контейнерами
- Расстояние между портами по морю
- Суточная сводка стоянки судов
в порту Санкт-Петербург - Суточный график движения судов в порту Санкт-Петербург
- Расчет оптимальной загрузки транспорта
Поиск по сайту
- Главная
- База знаний
- Наши статьи
- Международные грузоперевозки на Балтике
Международные грузоперевозки на Балтике
Рынок морских грузоперевозок увеличивается, несмотря на экономический кризис. Общий объем перевозимых грузов в Балтийском море вырос в 2011 году на 3,5 %. Интересно, что порты в восточной части Балтики значительно увеличили объем перевалки.
Касательно стран, участниц рынка морских перевозок грузов: Россия снова впереди. Она уверенно возглавила таблицу грузоперевозок в 2011 году (таблица 1). Прибалтийские государства: Латвия и Литва тоже порадовали увеличением объема перевозимых грузов. Причем в процентных показателях они в лидерах. Более 12% роста. Впечатляет… Ведущие порты этих государств: Рига и Клайпеда достигли рекордных показателей.
Немного потеряла позиции Польша (3%). В основном из-за снижения объемов транзитного газа. Частично это удалось компенсировать за счет роста перевалки генеральных грузов. Неплохие показатели у Дании, Финляндии и Эстонии.
Общий объем морских грузоперевозок по основным портам Балтийского моря почти 844 млн. тн., включая «смежников»: порты Швеции и Дании.
При этом необходимо учитывать, что это данные по Балтике, ограниченной шведско-норвежской границей на севере и датско-немецкой на западе.
Данные по России учитывают перевалку грузов в большом порту Санкт-Петербург, включая смежные порты: Приморск, Выборг, Высоцк и Усть-Лугу, а также Калининградский регион (таблица 1).
Таблица 1. Объемы грузоперевозок за 2011 год по странам Балтийского бассейна.
Страна |
Суммарный объем в портах |
% по сравнению с 2010 годом |
Генеральные грузы (млн. тн) |
Насыпные грузы (млн. тн) |
Жидкие грузы (млн. тн) |
Россия |
185,7 |
+ 3,4 |
38,0 |
34,5 |
113,2 |
Швеция |
177,1 |
- 1,4 |
82,9 |
31,8 |
62,4 |
Финляндия |
113,6 |
+ 5,6 |
47,9 |
29,3 |
36,4 |
Дания |
92,6 |
+ 6,2 |
36,9 |
32,0 |
23,7 |
Латвия |
68,8 |
+ 12,4 |
10,7 |
35,0 |
23,1 |
Польша |
57,7 |
- 3,0 |
19,0 |
24,1 |
14,6 |
Германия* |
54,4 |
- 1,4 |
37,5 |
13,2 |
3,7 |
Эстония |
48,5 |
+ 5,4 |
8,1 |
9,0 |
31,4 |
Литва |
45,5 |
+ 12,9 |
11,0 |
14,5 |
20,0 |
Всего: |
843,9 |
+ 3,5 |
292,0 |
223,1 |
328,8 |
*-учтены только порты Германии на Балтике.
В общем объеме генеральных грузов прослеживаются четкое распределение по видам перевезенных грузов. Различные объемы по перевозке разных видов грузов обусловлены применением специальных технологий, которые используются в портах Балтийского моря. Некоторые порты специализируются на перевозке контейнеров, кто-на ро-ро грузах и брейк-балке.
Здесь уверенно держат первенство ро-ро грузы. Общий оборот получился около 130 млн. тн. Лидеры ро-ро перевозок по странам: Эстония, Дания, Германия и Швеция. Объем ро-ро перевозок практически в два раза превышает грузооборот контейнеров. В 2011 году объем ро-ро перевозок составил 44 % от общего оборота генеральных грузов, в то время как объем перевезенных контейнеров составил 25,4 % (таблица 2).
Таблица 2. Распределение общего объема генеральных грузов по категориям и странам в 2011 году.
Страна |
Генеральные грузы (млн. тн) |
Ro-ro грузы (млн. тн) |
Lo-lo грузы, break bulk, (млн. тн) |
Контейнеры (млн. тн) |
Швеция |
82,9 |
45,7 |
23,2 |
14,0 |
Финляндия |
47,9 |
14,7 |
21,2 |
12,0 |
Россия |
38,0 |
2,7 |
12,1 |
23,2 |
Германия |
37,5 |
24,9 |
10,5 |
2,1 |
Дания |
36,9 |
25,6 |
6,0 |
5,3 |
Польша |
19,0 |
6,3 |
3,3 |
9,4 |
Литва |
11,0 |
2,8 |
4,7 |
3,5 |
Латвия |
10,7 |
2,9 |
4,6 |
3,2 |
Эстония |
8,1 |
3,6 |
3,2 |
1,3 |
Всего: |
292,0 |
129,2 |
88,8 |
74,0 |
Тем не менее, контейнерные перевозки грузов тоже идут в ногу со временем. И Россия вновь возглавила ТОП-20 портов Балтики (таблица 3)по количеству обработанных контейнеров в 2011 году. Общий объем значительно увеличился, и даже превысил докризисные показатели 2008 года.
Основную роль в 18% росте показателей сыграли восемь портов на востоке Балтике, в то время как порты, находящиеся в западном части Балтийского моря, зафиксировали результаты 2010 года, а в некоторых случаях даже спад. В основном это порты, «заточенные» под ро-ро и паромные перевозки: в т. ч. Хельсинки и Любек.
Но в целом, общий объем международных грузоперевозок по 20 основным портам Балтики в 2011 году вырос на 25%.
Таблица 3. ТОП-20 портов по контейнерным перевозкам в портах Балтийского моря в 2011 году.
Страна
|
Порт
|
Оборот тыс. TEU |
% по сравнению с 2010 годом |
Россия |
Санкт-Петербург |
2,365 |
+ 22 |
Швеция |
Гетеборг |
914 |
+ 3 |
Польша |
Гданьск |
678 |
+ 33 |
Польша |
Гдыня |
616 |
+ 27 |
Финляндия |
Хамина/Котка |
613 |
+ 19 |
Дания |
Орхус |
431 |
- 3 |
Финляндия |
Хельсинки |
392 |
- 2 |
Литва |
Клайпеда |
382 |
+ 30 |
Россия |
Калининград |
318 |
+ 38 |
Литва |
Рига |
303 |
+ 19 |
Финляндия |
Раума |
223 |
+ 35 |
Эстония |
Таллинн |
198 |
+ 30 |
Швеция |
Хельсингборг |
175 |
+ 17 |
Дания/Швеция |
Копенгаген/Мальме |
171 |
+ 6 |
Швеция |
Евле |
119 |
+ 18 |
Германия |
Любек |
117 |
- 7 |
Дания |
Ольборг |
109 |
+ 70 |
Дания |
Фредерисия, Нюборг, Миддельфарт |
63 |
+ 13 |
Финляндия |
Ханко |
56 |
+ 13 |
Польша |
Щецин, Свиноуйсьце |
55 |
- 3 |
ВСЕГО |
|
8, 298 |
+ 25 |
Практически за пятилетку большинство портов достигли докризисного уровня перевозок.
На Балтике более 300 различных портов. Все они отличаются по возможностям, профилю, размерам и прочим факторам.
В ЕС существует определение: «официальный грузовой порт». Основным критерием здесь является перевалка минимум 1 миллиона тонн в год. Таких портов в Балтийском море 97.
Среди государств, имеющих коммерческие порты, лидирует Дания, их здесь порядка 110.
Литва же, напротив, имеет всего два активных коммерческих порта, но тем не менее, она также входит в ТОП-20 портов в 2011 году (таблица 4).
Конечно, «нагрузка» по портам распределена неравномерно. Здесь много объективных факторов, влияющих на рост или спад объема грузоперевозок: местоположение, оборудование, инвестиции, государственная политика и пр.
Основной рост в 2011 году показал Российский порт Усть-Луга, порядка 10,9 млн. тн. Далее места распределяются так: Клайпеда (рост на 5,3 млн. тн), Вентспилс-рост на 3,9 млн. тн. и Рига-рост на 3,6 млн. тн.
Таблица 4. Топ-20 Балтийских портов в 2011 году.
№ пп |
Страна |
Порт |
Общий оборот (млн. тн) |
Измене- ния % |
Генераль-ные грузы (млн. тн) |
Навалочные грузы (млн. тн) |
Жидкие грузы (млн. тн) |
1 |
Россия |
Приморск |
75,1 |
- 3 |
- - - |
- - - |
75,1 |
2 |
Россия |
Санкт-Петербург |
60,0 |
+ 3 |
31,8 |
12,5 |
15,7 |
3 |
Швеция |
Гетеборг |
41,3 |
- 4 |
19,9 |
- - - |
21,4 |
4 |
Литва |
Клайпеда |
36,6 |
+ 17 |
11,0 |
14,5 |
11,1 |
5 |
Эстония |
Таллинн |
36,5 |
- 0,5 |
5,4 |
4,8 |
26,3 |
6 |
Латвия |
Рига |
34,1 |
+ 12 |
6,5 |
20,9 |
7,6 |
7 |
Латвия |
Вентспилс |
28,5 |
+ 15 |
2,5 |
11,0 |
15,0 |
8 |
Польша |
Гданьск |
23,5 |
- 11 |
5,5 |
7,6 |
10,4 |
9 |
Россия |
Усть-Луга |
22,7 |
+ 93 |
2,2 |
14,0 |
6,5 |
10 |
Финляндия |
Щелдвик |
22,2 |
+ 10 |
- - - |
0,2 |
22,0 |
11 |
Швеция |
Брофьерден |
19,1 |
- 1 |
- - - |
- - - |
19,1 |
12 |
Польша |
Щецин/ Свиноуйстьце |
18,8 |
+ 1 |
6,8 |
10,6 |
1,4 |
13 |
Германия |
Росток |
18,1 |
- 7 |
9,4 |
5,8 |
2,9 |
14 |
Германия |
Любек |
17,7 |
- 1 |
17,7 |
- - - |
- - - |
15 |
Финляндия |
Хамина/Котка |
16,1 |
+ 2 |
12,2 |
0,9 |
3,0 |
16 |
Дания/ Швеция |
Копенгаген/ Мальмо |
13,7 |
- 7 |
5,8 |
3,4 |
4,5 |
17 |
Россия |
Высоцк |
13,4 |
- 10 |
- - - |
3,2 |
10,2 |
18 |
Россия |
Калининград |
13,4 |
- 3 |
3,7 |
3,9 |
5,8 |
19 |
Дания |
Фредерисия, Нюборг, Миддельфарт |
13,1 |
- 4 |
1,3 |
3,4 |
8,4 |
20 |
Польша |
Гдыня |
13,0 |
+ 5 |
6,7 |
5,7 |
0,6 |
Прогнозировать конечный объем перевезенных грузов в 2012 году еще рано. Посмотрим, с чем закончится этот год на Балтике.
По материалам зарубежных морских журналов.
Answer-logistic.ru