Инкотермс и страхование грузов

Страхование, как инструмент обеспечения финансовой стабильности, появилось в эпоху торговой революции, когда международная торговля и морская перевозка грузов стали мощной индустрией, от степени развития которой зависел государственный авторитет большинства европейских стран.

Предприниматели, осуществлявшие в то время внешнеэкономическую, если применить современный термин, деятельность, отдавали себе отчет в том, что перспектива получить огромную прибыль от обмена бус и ножей на золото и слоновую кость с туземцами не уменьшает вероятности в одночасье потерять все в результате шторма, пожара на судне или пиратского нападения в период многомесячного плавания.

Именно в то беспокойное время появились люди или группы людей, соглашавшиеся за сравнительно небольшую плату возместить владельцам рискованных экспедиций убытки, понесенные в случае происшествия подобных непредсказуемых событий.

Таким образом, страхование грузов стало родоначальником для многообразия продуктов, предлагаемых сегодня страховщиками во всем мире, оставаясь при этом важнейшим компонентом экономики и прочно войдя в практику регулирования и стабилизации внешнеэкономических отношений.

Правила «Инкотермс», безусловно, не являются исключением, так как и они сформированы насущной необходимостью регулирования финансовых и правовых аспектов исторически сложившейся практики международной торговли. И хотя слово «Страхование (Insurance)» присутствует только в аббревиатурах CIP и CIF, смысл его должен присутствовать всегда, когда продавец или покупатель определяют оптимальные для себя условия поставки товара.

При оценке условий контракта, прежде всего, необходимо понять, в какой момент переходит от одного владельца к другому титул на товар, а значит и риск его утраты или повреждения. Ведь если это, например, условия FOB или CFR, значит, продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. А если контракт заключен на условиях FAS, то для выполнения поставки продавцу достаточно разместить товар вдоль борта судна на причале в порту отгрузки.

Перечисленные условия предполагают, что в страховании груза при перевозке заинтересован покупатель. Это дает возможность покупателю найти оптимальное сочетание объема страхового покрытия и его стоимости, а не надеяться на страховку, которую организует продавец товара, стоимость которой, безусловно, закладывается в конечную цену. В этом случае, из практики, ставка страховой премии может быть в несколько раз выше, чем если бы страховку покупал сам грузополучатель.

При этом, если ссылаться на букву «Инкотермс», продавец даже на условиях CIP или CIF может обеспечить лишь минимальное страховое покрытие, не всегда соответствующее конкретным условиям перевозки и виду товара. Кроме того, покупатель всегда должен помнить, что, активно участвуя в организации перевозки и страховании грузов, можно значительно снизить конечную цену товара и получить либо дополнительную прибыль, либо преимущество в конкурентной борьбе.

Наоборот, продавцу объективно целесообразнее продавать на условиях CIF, так как при этом можно получить небольшую дополнительную прибыль. Стоит отметить, что подавляющее большинство наших экспортеров при этом стремятся к условиям EXW, а если используют FOB, то примерно в 95% случаев совершенно не думают о том, что до момента погрузки на борт морского судна на них лежит риск гибели и/или повреждения товара.

В связи с вышесказанным, уместно отметить такое очевидно связанное со страхованием и условиями международных контрактов понятие, как форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы, зачастую упоминающиеся при определении взаимных обязательств. Непреложного и законченного перечня форс-мажорных обстоятельств нет, как такового, ни в отечественных, ни в международных нормативных документах.

Между тем, статистика аварий на транспорте, независимо от вида используемых перевозок: перевозки морским транспортом и др., такова, что страхование груза при перевозке, очевидно, может стать единственным способом защиты интересов грузовладельца при наступлении более или менее вероятных событий.

Одной из наиболее распространенных ошибок, существующих на практике, является сомнение грузовладельца о необходимости страхования груза при перевозке основанное на уверенности в том, что в случае наступления убытка он сможет получить возмещение либо непосредственно от перевозчика, либо от страховой компании, которая страхует ответственность последнего.

Практически же сделать это достаточно сложно, при этом грузовладелец почти неминуемо окажется втянутым в судебное разбирательство, как правило, производящееся по месту нахождения ответчика.

Кроме этого, международные и национальные законы, регулирующие договоры перевозки грузов, имеют множество исключений, в соответствии с которыми перевозчик может либо избежать ответственности за гибель или повреждение груза, либо существенно ограничить такую ответственность.

Зачастую при возникновении аварийной ситуации, в частности, на морском транспорте грузовладелец с удивлением обнаруживает, что должен понести существенные расходы, связанные не только непосредственно с потерей или повреждением груза, но и в связи со спасанием и общей аварией, установленные и распределенные в соответствии с древнейшим институтом морского права.

Такие термины как «аджастер», «диспаша» или «аварийная гарантия» приводят, де-факто, участника морской перевозки в благоговейный ужас и побуждают экстренно нести не всегда оправданные расходы.

Поэтому страхование груза при перевозке — это не только необходимость, но и, по нашему обоснованному мнению, обязанность любого разумного коммерсанта.

При наступлении страхового случая достаточно обратиться в свою страховую компанию и получить полное возмещение. Все проблемы, связанные с разбирательством и поиском виновных, в этом случае, лягут на плечи страховщиков.

Что касается вариантов страхового покрытия, то их существует достаточно много. При страховании импортно-экспортных грузов, как правило, применяются, так называемые, «Оговорки лондонского института страховщиков», причем, кроме общих условий, имеются специальные, адаптированные для конкретных видов грузов, таких как угля, лесоматериалов, рефрижераторных грузов, контейнерных перевозок грузов и пр.

Выбирая страховое покрытие для своего товара, всегда имеет смысл вместе со страховщиком разобраться, какие именно условия наиболее полно и достаточно будут соответствовать условиям перевозки и специфическим свойствам груза.

Наибольшее распространение имеет максимальное страховое покрытие «все риски». Сама формулировка зачастую вводит грузовладельца в заблуждение, так как необходимо точно представлять, что именно она подразумевает, и какие при этом имеются исключения.

Например, риск повреждения или пропажи груза в результате террористических акций или военных действий является стандартным исключением, и если такая опасность имеется в том районе, где пролегает маршрут перевозки груза, необходимо в переговорах со страховщиком обсудить отдельно покрытие военных и террористических рисков. До заключения договора нужно выяснить все эти немаловажные обстоятельства.