Бюро Веритас

Бурное развитие мореплавания в 18–19 в.в. вызвало сильный приток денежных средств в судостроение, судоходство, морские транспортные перевозки и все сферы, связанные с этим. Количество судоходных и судостроительных предприятий увеличивалось с каждым годом. В основном суда строились при отсутствии необходимых расчетов, не всегда из качественных материалов, и не всегда высокопрофессиональными инженерами. Следствием этого стало увеличение катастроф на море. Несколько крупных страховых фирм обанкротились. Страховщикам нужна была надежная информация о техническом состоянии судов, которые они страховали. Предоставление такой информации взяли на себя общество Ллойда и бюро Веритас. А начиналось бюро Веритас с объявления в антверпенских газетах в 1828 году об учреждении «Бюро информации для морских страховщиков». Новое бюро взяло на себя обязательства по обеспечению своих клиентов информацией по описанию конструкции судов, их надежности, прочности, качестве применяемых материалов и т.п. Спустя год эта организация сократила свое название до «Бюро Веритас». Нет единого мнения о слове Веритас. Некоторые исследователи говорят, что оно происходит от латинского слова «веритас» — истина, другие говорят, что от французского «ля вэрите» — правда. Хотя, скорее всего во французском названии есть латинские корни.

Бюро Веритас быстро развивается и функции его расширяются с развитием флота. Появляются паровые суда. Бюро разрабатывает системы классификации судов для международных перевозок грузов, разворачивает инспекции в портах и судостроительных предприятиях, проводит наблюдение за постройкой судов, судового оборудования и грузоподъемных механизмов. Разделение судов на классы позволяет найти оптимальное соотношение для выполнения профилактических работ, осмотров, квалификации экипажей. Эта система успешно используется в морском страховании, т.е. чем выше класс судна, тем соответственно меньше судовладельцу и грузовладельцу нужно платить за страховку. В 1851 году бюро Веритас выпускает «Правила постройки и классификации деревянных судов», в 1858 году такие правила выпускаются для судов с металлическим корпусом, а уже в 1861 — для судов смешанной постройки. Затем выпускаются правила постройки судовых машин и котлов. Кстати, первый в мире ледокол «Ермак» строился тоже под техническим наблюдением бюро Веритас.

Значительная доля судов, в том числе специализированных, например, суда для контейнерных перевозок грузов, строится в настоящее время под наблюдением этой старейшей организации. Многие классификационные компании сотрудничают с Бюро Веритас.