Панамский канал

Панамский канал связывает два океана — Атлантический и Тихий. Он расположен на Панамском перешейке, который соединяет Южную Америку с Центральной. Длина канала около 81км, ширина — 150м.

Еще в 16 веке испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа пересек Панамский перешеек. Испанские власти задумали построить канал для международных морских перевозок в Старый Свет. Но этим планам не суждено было реализоваться. Такие попытки возникали неоднократно. Но строительство по разным причинам откладывалось. Наконец в 1878 году Франция получила от Колумбии концессию на 99 лет для строительства канала. Была создана компания для строительства. Ее возглавил француз Ф. Лессепс, известный строитель Суэцкого канала. Но спустя несколько лет компания обанкротилась из-за многочисленных финансовых махинаций и высокой смертности рабочих. По некоторым данным во время строительства погибло около 20 000 человек. После этого французская компания продала США все свои активы и в 1903 году строительство продолжилось уже под флагом США. К этому времени Панама отделилась от Колумбии и стала независимым государством. 18 ноября 1903 года США и новообразованная Панама подписали договор, по которому США контролировали широкий участок земли, проходящий через весь Панамский перешеек. Очень бурные дебаты вызвало предложение экспертного совета о построении безшлюзового канала, но, в конце концов, конгресс США принял другой проект — построить шлюзовой канал. Предстояла еще очень большая работа. Наконец 15 августа 1914 года по каналу прошел первый океанский пароход. Но реально функционировать канал начал только в 1920 году. В течение ряда лет после начала работы канала в отношениях между США и Панамой постоянно происходили обострения. Панама всячески пыталась увеличить свою долю в прибыли от управления каналом, а Америка, естественно не хотела расширения участия в работе канала панамской стороны. В 1936 году были пересмотрены некоторые положения договора 1903 года. Но все равно, напряженность в отношениях Панамы и США оставалась. Взаимоотношения партнеров оставались очень сложными еще несколько десятков лет, и наконец с 2000 года Панамский канал был официально возвращен в управление Панаме.

В настоящее время контроль за работой канала осуществляет Управление Панамского канала (Authority Panama Canal). Максимально допустимая осадка для прохождения судов составляет 12,04м (39,5 футов), длина судов до 294,3м (965 футов), ширина судна для обычного прохода по каналу — 32,3м (106 футов). Когда суда такого класса (суда Панамакс) проходят по каналу, зазор между бортом судна и стенками шлюзов не превышает одного метра. Для всех судов, следующих по каналу, обязательна лоцманская проводка. По требованию Управления Панамского канала все проходящие суда в водах канала должны нести Панамский флаг с рассвета до 18:00. Панамский канал пропускает меньше грузов, чем Суэцкий канал где-то на 15–20%. Из-за размеров шлюзов, построенных в начале 20 века, Панамский канал не может принимать суда выше объявленных максимальных габаритов, в отличие от безшлюзового Суэцкого канала, который может принимать суда гораздо больших размеров, и соответственно, зарабатывать на проходе судов гораздо больше. С ростом морских перевозок в мире количество таких судов ежегодно увеличивается на 4–6%. Тем не менее, Панамский канал играет огромную роль в международных перевозках. Благодаря ему реально сокращаются сроки времени доставки. Каждый пятый корабль, заходящий в первый тихоокеанский шлюз канала, совершает перевозку из Китая. Контейнерные перевозки грузов на судах-контейнеровозах, которые могут перевозить до 5 000 контейнеров, направлены на атлантическое побережье США, где находятся основные потребительские рынки Америки. Но экономика Китая, тем не менее, в свою очередь завязана на импорт товаров для развития промышленности. Так, например: Китай интенсивно вывозит железную руду из Бразилии, сою из Аргентины и Бразилии, сахар из Бразилии и Кубы и нефть и нефтепродукты из Венесуэлы. Не зря некоторые специалисты называют Китай самой заинтересованной стороной в проекте расширения Панамского канала, за который проголосовало более 70% населения Панамы.

Answer-logistic.ru