Гибралтарский пролив

Так называется пролив между югом Пиренейского полуостровова и северо-западным берегом Африки. В древности этот пролив назывался Геркулесовыми или Геракловыми столбами (Fretum Herculeum). Он соединяет Атлантический океан и Средиземное море, разделяет Европу от Африки, и является важнейшей транспортной судоходной артерией. Длина пролива 59км, ширина от 14 до 44км, глубина на разных участках от 50 до 1000 метров, преобладающие глубины 800–1000м. По обоим берегам пролива поднимаются вверх горы: Гибралтарская скала на севере и гора Мусса на юге. Именно они и назывались в античные времена Геркулесовыми столбами. Гибралтар на протяжении всего времени постоянно подвергался нашествиям завоевателей разных империй: римлян, арабов, англосаксов. Старинная крепость, возведенная в XIII веке нашей эры на западном склоне, до сих пор хранит следы былых этих войн. Также о прошлом напоминают артиллерийские орудия, стоящие на вершине скалы. Отсюда, со смотровой площадки, открывается прекрасный вид на Гибралтарский пролив.

До начала XVIII века Гибралтаром владела Испания, но, потерпев поражение от англичан в войне за испанское наследство, была вынуждена уступить Гибралтар британцам. Британия превратила Гибралтар в опорную военно-морскую базу, в свое время контролирующую колониальную политику Великобритании в Африке, Азии, и на Востоке. Британской колонией Гибралтар остается и сегодня. Интересный факт: существует поверье, что эта территория будет находиться под властью британской Короны до тех пор, пока здесь водятся знаменитые бесхвостые берберские макаки. В свое время премьер-министр Великобритании У. Черчилль, узнав, что обезьяны начинают вымирать, распорядился позаботиться о них. Английское командование даже учредило специальный пост — «офицера, отвечающего за обезьян», он существует до сих пор. Сейчас макаки живут очень хорошо, и если верить легенде, то ничто не угрожает английскому присутствию в Гибралтаре.

Сегодня это очень оживленный морской путь в деле международных перевозок, который связывает страны бассейнов Средиземного и Черного морей. Интенсивные морские перевозки стали возможны благодаря четкой системе функционирования этой морской «развязки». Основными портами, которые играют немалую роль в перевозке грузов, его перевалке, консолидации и распределении, являются: Гибралтар (Великобритания), Танжер (Марокко), Сеута, Ла-Линеа и Альхесирас (Испания).

Не так давно было принято решение о сооружении туннеля под проливом, подобно туннелю под Ла-Маншем. Этот туннель служит для организации международных железнодорожных перевозок между Испанией и Марокко. Сейчас все это в стадии проекта, но уже ведутся исследования по оптимальному прохождению трассы будущего туннеля. Предполагается, что протяженность железнодорожного пути составит 42км между станциями, 37,7км в самом туннеле, из них 27,7км непосредственно под морским дном. Примерные сроки выполнения работ не ранее 2025 года. Предполагается, что к этому времени году объём пассажирских перевозок через афро-европейский туннель может составить около 9 млн человек в год, а контейнерные перевозки грузов — около 8млн тонн. Но и разработка проекта и его воплощение требуют очень серьезных финансовых затрат, поэтому пока судьба его неизвестна.

Answer-logistic.ru