Датские (Балтийские) проливы

Датские или Балтийские проливы — это целая система проливов, которая соединяет Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном. Находятся они между Скандинавским полуостровом и полуостровом Ютландия. Вся система Датских проливов включает несколько проливов: Большой Бельт, Малый Бельт, Эресунн (Зунд), Каттегат и Скагеррак.

Через эти проливы проходят основные маршруты морских перевозок между портами Балтики и другими мировыми портами, а также многочисленные паромные линии. Особенно востребованы паромные морские перевозки по следующим маршрутам: Киль (Германия) - Гётеборг (Швеция), Гетеборг (Швеция) - Травемюнде (Германия), Фредриксхавн (Дания) - Осло (Норвегия), Фредриксхавн - Гётеборг и Грено - Варберг (Дания - Швеция). Датские проливы имеют огромное значение, т.к. в случае закрытия проливов и Кильского канала, Балтика становится полностью изолированной со стороны Северного моря и океана. Все Балтийские проливы неглубокие, максимальной считается глубина Большого Бельта.

Ютландский полуостров, на котором расположена Дания, на западе омывает Северное море, на севере — пролив Скагеррак, на востоке — проливы Каттегат и Эресунн (Зунд), на юго-востоке — Балтийское море. Наименьшая ширина Эресунна (восточного пролива) всего 4км, и в хорошую погоду с датского берега можно разглядеть побережье Швеции.

Используя свое местоположение, Дания одна владела берегами всех трех проливов и сама определяла режим плавания судов через проливы. Дания на сто процентов использовала свою монополию, и в 1645г. установила высокие сборы за проход иностранных судов, проходящих через проливы (так называемые «зундские пошлины»).

В настоящее время у Балтийских проливов есть особый правовой статус: маршруты морских перевозок грузов в этих водах считаются международными перевозками, открытыми для мирового судоходства, но, тем не менее, одновременно они являются территориальными водами Дании. Таким образом, плавание через Датские проливы регулируется международными конвенциями и специальными правилами, издаваемыми Данией. Трактат, который был заключен в 1857 в Копенгагене, между Данией и остальными государствами, использующими эти проливы, устанавливает свободный оборот торгового судоходства через проливы, в том числе и контейнерные перевозки грузов, без взимания сборов.

Answer-logistic.ru